Новости
Главная / Статьи / Звезды / Акулы большого бизнеса

Акулы большого бизнеса

Сложно сказать, какое именно качество Акио Морита и Масару Ибуки явилось главной причиной успеха фирмы Sony. Интеллект, восточная хитрость или то, что называется предпринимательской жилкой? Так или иначе, способность в нужное время выбрать из нескольких доступных вариантов наиболее правильный всегда присутствовала в характере Морита и Ибуки. А на заре своей карьеры они начинали бизнес с нескольких сот долларов. Но обо всем по порядку.

 

Американец, японец и голодный лев


С виду оба японца были настоящими джентльменами, однако в форс-мажорных обстоятельствах эта благовидная маска слетала, и всем становилось ясно, что под ней прячутся акулы большого бизнеса. Свой метод борьбы с противниками Морита объяснил на примере одного анекдота: однажды американец и японец бродили по джунглям и встретили там разъяренного льва. Японец, недолго думая, стал надевать кроссовки. Глядя на это, американец с ухмылкой заметил: «Если ты думаешь, что сможешь убежать от голодного льва, то ты просто болван». На что житель Страны Восходящего Солнца бойко парировал: «А мне и не нужно бежать быстрее голодного льва. Мне всего лишь надо обогнать тебя!»

 

Саке или точные науки?

 

Немудрено, что с таким грамотным подходом Морита удалось добиться колоссального успеха в деловой сфере. Всякому известно, что Sony - одна из крупнейших в мире компаний. Каждый год ее финансовый оборот достигает несколько десятков миллиардов (!) долларов. Но талант Морита возник не на пустом месте. Его родители тоже были неплохими бизнесменами. Правда, они были далеки от технической области. На протяжении пятнадцати поколений семья Морита занималась производством рисовой водки - саке. С младых лет будущий основатель Sony был в курсе семейных дел: отец-винокур постепенно обучал его всему, что знал сам. Главный принцип бизнеса для семейства Морита заключался в дипломатичном подходе к подчиненным. Именно этот принцип впоследствии будет использован Акио уже в процессе руководства компанией Sony.

 

Увлечение точными науками у Морита началось с того момента, когда его семейство обзавелось редкой в то время вещицей - электрическим фонографом. Тогда Акио всерьез увлекся техникой. Он читал научную публицистику, интересовался электроникой и механикой. В дальнейшем он решает связать свою жизнь с физикой. Морита наперекор воле отца удачно сдает экзамены в Осакский университет, а во время второй мировой войны работает военно-морским инженером. В этот период он знакомится с видным инженером по имени Масару Ибука. Они оба с юности увлекались точными науками и быстро нашли общий язык.

 

Рис в Японии - всему голова

 

По окончании войны, когда Япония переживала не лучшие времена, Морита устроился преподавателем физики в токийском университете. В один прекрасный день ему приходит весточка от старого товарища Масару Ибуки. Приятель писал, что он также теперь живет в японской столице, и что он даже открыл в помещении старого завода собственную фирму по производству... чанов для варки риса. Но, учитывая тот факт, что в Стране Восходящего Солнца рис всему голова, Морита смекнул, что дело может быть вполне прибыльным, и решил примкнуть к товарищу. Правда, в самом начале бытовые устройства для варки риса имели незамысловатый вид: они представляли собой чаны из дерева, на дно которых помещались нагреватели. Принцип их действия был прост: в чан погружался рис, туда же заливалась вода, которая нагревалась током. Когда готовый сухой рис уже не проводил ток, прибор сам собой отключался. Вот такой простой принцип. На первых порах идея производить рисоварки казалась заманчивой, однако Ибуки так и не удалось создать более или менее приличный вариант рисоварки: приготовленный в таком устройстве рис по вкусу был далек от совершенства. Так что фирма занялась выпуском электрогрелок - они хотя бы приносили компании маленький, зато стабильный доход. Но Ибука решил завязать с грелками и наметил себе новый бизнес-вектор. На сей раз, он загорелся идеей выпускать радиоприемники.

 

Бизнес с нуля


После войны, когда страна была вся в руинах, единственным развлечением в Японии было радио. Но чтобы начать выпуск коротковолновых приемников, требовались деньги, притом немалые. Ибука не обладал достаточными финансовыми средствами, чтобы запустить новый бизнес. Так что он обратился к Морита с предложением открыть совместную фирму. Конечно, зарплаты преподавателя физики не хватило бы на финансировании компании. Речь шла о более крупной сумме денег. Поэтому Ибука рассчитывал на помощь отца Мориты, который даже после войны имел приличный доход с продажи японской «водки» - саке. Разумеется, отец будущего основателя корпорации Sony был не в восторге от этой затеи: все-таки в Японии принято, что старший сын в семье является продолжателем дела предков. Но здравый смысл победил вековые традиции: Морита имел явный талант в области точных наук и мало интересовался семейным бизнесом. «Делай, что тебе нравится» - таким было напутствие Мориты-старшего.

 

Поначалу соратники по бизнесу обжили токийский универмаг. Именно там находился офис их компании. Но позже пришлось срочно переселяться в новое место, а выбрать здание поприличней приятели не могли из-за острой нехватки денег. Наконец после долгих мытарств им все-таки удалось найти вариант по карману: ветхое здание на окраине Токио. В помещение явно не ступала нога человека со времен войны. Обветшалые стены и дырявый потолок - с этим надо было что-то делать. На первых порах даже бумаги на столах в офисе во время дождя прятали под зонтами.

 

Японское ноу-хау

 

Затея выпускать радиоприемники вскоре отошла на задний план. Ибука и Морита уже ломали голову над созданием ноу-хау. Тогда было решено выпускать детали для музыкальных проигрывателей. Дело в том, что во многих японских семьях старые проигрыватели не работали из-за нехватки определенных деталей, ну а новые многим были не по карману. Вот и решили приятели заняться производством этих деталей. Всю работу, начиная от переговоров по закупке материалов и заканчивая погрузкой, они делали сами - не было возможности нанять новых сотрудников. Но, несмотря на то, что дело было относительно прибыльным, приятели не желали останавливаться на достигнутом. Они мечтали о создании абсолютно уникальных товаров.

 

Однажды в офисе клиента Ибука увидел ленточный магнитофон, привезенный из США. Подобный магнитофон был в диковинку даже в Америке, не говоря уже о послевоенной Японии. Однако с этого момента Ибука загорелся идеей выпускать аналогичные устройства. Он даже просит шефа фирмы дать ему магнитофон на один день для изучения. На первых порах работа шла медленно, поскольку сотрудники сами толком не знали, как изготовить магнитную ленту. Друзьям удалось достать научную книгу на английском языке, из которой они узнали, что лента - это пластиковый материал, на который нанесена магнитная основа. В качестве магнитной основы друзья выбрали измельченное железо. Правда, они долго ломали голову над тем, как закрепить железный порошок. И тут друзья вспомнили про... рис. Отварной рис наносился на ленточный материал, и лента посыпалась железным порошком.... Только, увы, ничего из этой затеи не вышло...

 

Флагманы японской индустрии

 

Но в 1950 году чудо, наконец, свершилось: в свет вышел первый магнитофон G-Type. По внешнему виду он был очень далек от современной миниатюрной техники. Эдакая махина весом тридцать пять килограммов, которую мог поднять только сильный мужчина. Да и цена его была слишком высокой для жителей послевоенной страны. Однако деловой тандем Ибука - Морита с тех пор сильно укрепился, и энтузиазм друзей продолжал расти. Морита взял на себя роль коммивояжера, разъезжая с образцом магнитофона по различным учреждениям. Часто он выходил из дверей очередной фирмы не солоно хлебавши. Вскоре ему это надоело. Мозговой центр фирмы в лице Мориты, наконец, придумал, где магнитофоны будут востребованы. Ну конечно - в судах. Отличная замена стенографистов! Контракты посыпались как из рога изобилия. Вскоре Морита и Ибука смогли нанять новых сотрудников. Теперь уже не Морита лично, а его подчиненные ездили по фирмам и предлагали товар.



В 1957 году компания выпустила транзисторный радиоприемник, который позиционировался как «карманный». Правда, на деле он вовсе не умещался в стандартном кармане. Так что приятели втирали очки покупателям: их коммивояжеры при демонстрации товара надевали на себя рубашки со специально «расширенными» карманами.

 

Что в имени твоем?

 

В 1958 году фирма Мориты и Ибуки обретает титулованное имя Sony. Почему именно Sony? Дело в том, что еще за пять лет до официального переоформления названия фирмы Морита осознал: название надо менять. Все-таки «Токио цусин кэнкусе» слуху европейца было непривычно. Ну а амбиции Мориты и Ибуки были велики - они собирались выходить на мировой рынок, а японское название фирмы не мог бы выговорить даже западный логопед. Название должно было быть коротким и максимально простым. Интересно, что поначалу как вариант названия друзья рассматривали «sonny», однако по-японски это слово означало «потеря денег». Так что решено было убрать лишнюю букву из названия.

Год спустя после «именин» перед фирмой открываются новые горизонты. Она постепенно проводит экспансию на мировой рынок. А в 1960 году в тандеме Мориты и Ибуки рождается еще одно ноу-хау - первый в истории портативный черно-белый телевизор TV8-301. Спустя пару лет фирма выпускает цветной телевизор. Но и этого казалось недостаточно. Ибука ставил перед сотрудниками сложные, на первый взгляд невыполнимые задачи. Он и Мокита являлись мозговыми центрами фирмы и постоянно подбрасывали своим подчиненным все новые и новые задачи. Одну из таких задач - создание миниатюрной видеокассеты Ибука поставил перед сотрудниками на одной из деловых встреч. Он просто бросил на стол книжку в карманном переплете и заявил, что они должны создать видеокассету примерно такого же размера, да так, чтобы на ней умещалась часовая телепрограмма. Но только к 1975 году эта задача была выполнена, когда в свет вышел домашний видеомагнитофон Betamax.

 

Легендарный Walkman («гуляй, человек»)

Дальше - больше. Через четыре года компания выпускает легендарный аудиоплеер Walkman. Между прочим, сотрудники фирмы сами не верили в успех портативного плеера и даже пытались убедить Морита в том, что портативный магнитофон с наушниками не будет иметь массового успеха, мол, сама идея провальная. Однако руководитель фирмы был непреклонен и дал команду разрабатывать устройство без маркетинговых исследований. Позже, в своей знаменитой книге «Сделано в Японии» он напишет: «Мы не верим в рыночные исследования того, что еще неизвестно публике, поэтому незачем их проводить». Кстати, за слово Walkman, равно как и за слово Sony, легендарный японец получил награду от Британского Королевского общества искусств - за вклад в развитие английского языка.


В 82-м году появляется первый CD-плеер, а в 1997 году - ноутбук Vaio. Компания Sony обретает высокий статус и делает погоду на мировом рынке. Именно склонность к новаторству позволило основателям фирмы и ее сотрудникам каждый раз опережать конкурентов. Одним из своих достижений друзья считают тот факт, что они заставили мировую общественность уважать товары, сделанные в Японии. Именно благодаря Sony продукция с надписью на упаковке Made in Japan стала ассоциироваться с высоким качеством, чего никак нельзя было сказать о японских товарах во время второй мировой войны.

 

Что самое поразительное, оба японца были легендами при жизни и людьми с неуемной энергией. Оба не ограничивались только работой. В сорок лет Морита активно увлекался гольфом. В преддверии пенсионного возраста он рассекал волны на водных лыжах, а в шестьдесят девять лет активно занялся дайвингом. Так что старая гвардия бизнесменов в лице Ибуки и Морита до сих пор служат примером для нового поколения.

Автор: Аревик Чахоян
03 сентября 2008
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника