Новости
Главная / Статьи / Стиль / Юичиро Кавагути: «Искусство должно находиться на грани с выживанием»

Юичиро Кавагути: «Искусство должно находиться на грани с выживанием»

Япония - таинственная и загадочная страна. Другой язык и другая философия порождают другую культуру, искусство, создают неповторимые образы. Творческие изыски японских мастеров известны по всему миру. Благодаря нашим восточным друзьям, сегодня мы, например, можем наслаждаться стихами в стиле хайку. Несколько строк, наполненных тщательно взвешенными словами, трогают душу и проникают в самое сердце. Еще одну работу восточных мастеров - аниме - можно узнать даже за секунду длительности фильма (этого времени достаточно для того, чтобы «полистать» каналы телевизора). Другое дело, что кого-то эти секунды задерживают и заставляют досмотреть до конца, а кого-то совершенно не интересуют или даже вызывают неприятие и негодование. Поклонники есть у каждого вида творческих работ.


Но если хайку и аниме многие успели осознать, а некоторые - стать поклонниками этих жанров, то работы известного японского видеохудожника профессора Токийского университета Юичиро Кавагути (Youichiro Kawaguchi) вызывают неоднозначное отношение зрителей. Но это не мешает людям тихо сидеть в своих креслах и внимательно наблюдать за причудливыми метаморфозами, рожденными сознанием автора, а может продиктованными ему откуда-то извне?


Японский профессор, создатель самостоятельных 2-х и 3-х мерных изображений («Клеточный метрополис», «Морфогенезис», «Происхождение», «Мутация» и т. д.) заставляет сконструированное им пространство реагировать на танцоров, выступающих в нем под музыку. Объемные предметы выдвигаются, и многообразие невиданных форм захватывает, разрушая привычный ритм ассоциативного мышления. Но обо всем по порядку.

Юичиро Кавагути занимается цифровым искусством с 1975 года. Вдохновленный морем, а точнее морскими раковинами, возраст которых исчисляется миллионами лет, ученый просчитал систему их роста и составил модель развития биологического вида. По словам мастера, витиеватость раковин напомнила ему витки Вселенной, космоса, куда он давно стремится попасть. Неоспоримая красота математического и гармония окружающей среды вдохновила его на создание нового коктейля - мира эфемерного и мира точного. Своим сенсеем Кавагути-сан называет великого Леонардо да Винчи, который уже давно увидел и отобразил в своих шедеврах математическую и визуальную красоту.

Мастер Леонардо не смог побывать в России лично, а вот Юичиро даже до Сибири добрался. На международном фестивале «Anigma» в Новосибирске, посвященном использованию цифровых технологий в искусстве, токийский профессор Юичиро Кавагути выступил с речью, а также представил свою новую пластическую видеоинсталяцию - созданное им трехмерное пространство. Все время показа оно отчаянно и точно реагировало на любые движения танцоров из группы «Система единиц» и на произвольную музыку. Увидевшие эксперимент художника под названием «Gemotion dance» делились впечатлениями на своих страничках в Интернете. Были и те, кто давал интервью репортерам, заинтересовавшимся новой необыкновенной персоной, которая возникла на арене цифровых искусств. Например, Вероника Бердина в глянцевом журнале «Высокий класс De Lux» описала ощущения окружающих от показа, коротким диалогом с соседом по просмотру. «А вы понимаете, для чего это?» - «Не знаю. Наверное, надо просто смотреть и наслаждаться. А думать буду потом».

Позже Юичиро действительно пояснил «для чего»: «Как и любое искусство - это для души».

Что же видели посетившие зал кинотеатра «Победа» на фестивале 2007 года? Картины художника - это совокупность флоры и фауны, естественность движений реки, ветра, животных, листьев, их развитие возможное и невозможное, а порой даже мутации. И все это в цифровом оформлении. Если увидеть не удалось, можно вспомнить «Жидкого Терминатора» (идея создателям была подсказана именно японским экспериментатором, который 20 лет назад создал своих жидких медуз), а также заставку плеера Winamp в 3D-формате: капли ртути и брызги красок. Юичиро Кавагути говорит, что сама природа вдохновляет его, и он, внимательный к деталям, снова создает и творит, шлифует до совершенства объемы, краски и движения, превращая их во всплеск эмоций, торжество научного искусства.


Представленные работы родились из мысли автора о светлом и долгом будущем для человечества. Беспокоясь об участи динозавров и прогнозируя веку людей такой же исход, ученый-художник, хотел создать симбиоз человеческих знаний и хранящих их цифровых технологий, другими словами искусственный интеллект. Сейчас профессор работает над идеей создания форм, способных развиваться, понимать человека. Образы строятся по законам математики, на основе детального изучения разнообразных биологических форм и их эволюционных изменений в истории Земли и содержат человеческие гены. Профессор хочет создать не просто роботов, а именно биологические создания, которые смогут поддерживать в себе жизнь и донести информацию либо обратно до людей, либо о нас в другие миры. Так следующим пунктом плана Юичиро Кавагути относительно этих существ является отправка их в космос, для того чтобы они смоли найти себе новое место для жизни и сохранили накопленный веками человеческий потенциал: знания, ценности, культуру, достижения. По задумке создателя, эти существа будут продолжением человечества. Правда, смеясь, профессор оговаривается, что лучше бы эти создания отправить не то чтобы далеко, а очень-очень далеко. Есть предположение, что они могут вернуться, чтобы захватить нашу планету. То-то будет радость писателям фантастам, столько раз обдумывавшим этот поворот событий. Они смогут с гордостью сказать, погрозив пальчиком: «Мы же говорили!».


Также в настоящее время профессор Кавагути с помощниками работают над экспериментом «Новая эстетика жизни». А именно, трехмерным кино, которое реагирует на зрителя. Предметы, к которым смотрящий будет прикасаться или пытаться как-то взаимодействовать с ними, будут приближаться, выдвигаясь из экрана. Художник комментирует: «Сейчас предметы не сильно высовываются за пределы экрана - всего на метр, но в будущем есть возможность вытаскивать предметы на 5-6 метров». В таком «кино» все продуманно до деталей, и разные параметры (быстрота и частота появления таких предметов) рассчитаны на несколько уровней развития физических способностей людей, например, ранжирование, как в играх: новичок, любитель, профессионал и эксперт. Так что этот спортивный фильм смогут смотреть как тинэйджеры, так и пожилые люди. «Конечно, - веселится профессор, - если не успеть увернуться, то можно получить экраном по лицу». Шутка это была или нет, проверить, к сожалению, пока не удастся. Но, видимо, с выходом такого типа кино про «диванные» просмотры любимых фильмов можно будет навсегда забыть. Представляется следующая картина-диалог:

- Пойдем, в кино? Купил себе новый спортивный костюм для просмотра!

- Не могу! Еще отпечаток дверной ручки от неожиданно открывшейся в середине прошлого фильма двери не прошел.

Это, конечно же, шутка. Но кто знает, не станет ли она повседневной реальностью в будущем!

Автор: Елена Кондакова
29 сентября 2008
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника