Новости
16 февраля В BMW встроят iPhone?
Главная / Статьи / Техника в жизни / Продюсер «GLAZZ» Татьяна Константинова о самом крупном в Европе фестивале мобильного кино

Продюсер «GLAZZ» Татьяна Константинова о самом крупном в Европе фестивале мобильного кино

Исполнительный продюсер фестиваля мобильного кино GLAZZ Татьяна Константинова еще недавно состояла в числе официальных гостей из нашей страны на международном фестивале «Pocket Films» - пожалуй, самом ярком событии в мире мобильного кино. На днях Татьяна прибыла в Москву из французской столицы, где проходил конкурс видеоработ, и встретилась лично с редактором Technoweek. О внутренней «кухне» фестиваля и самых необычных работах, а также о том, чем сразили публику креативные японцы, читайте в эксклюзивном интервью.


Татьяна, давайте начнем с общих впечатлений от фестиваля?

 

Да, давайте. Честно говоря, впечатлений - масса. Меня приятно удивил высокий уровень видеоработ на фестивале. Столько в них креативности, не говоря уже о технической стороне, что появилось особенное желание развивать эту область киноискусства в России. Замечу, фестиваль «Pocket Films» проходит уже давно, и в его программе очень много фильмов, снятых «мобильными» режиссерами из разных стран. Этим летом нам показали видеоролики участников из Франции, Японии, Швеции, Гренландии, США, Бразилии, Великобритании, Австралии и многих других точек земного шара. Интернационал был подобран талантливый. «Pocket Films» - серьезный фестиваль фильмов, снятых на камеру мобильного телефона. Он стартовал четыре года назад, и с тех пор, я думаю, уровень работ участников вырос, причем намного.

Это больше связано с креативностью участников или с техническим апгрейдом камер в мобильных телефонах?

 

И с тем, и с другим! Но, прежде всего, уровень видео вырос благодаря тому, что люди стали проявлять больший интерес к мобильному кино. У многих появилось желание снимать видео на мобильные телефоны, создавать собственные сюжеты и таким образом творчески самовыражаться. Фестиваль проходил в течение трех дней, за это время было показано очень много работ, и каждая заслуживает отдельного внимания. Если я начну подробно говорить обо всех роликах, то, боюсь, у вас не хватит памяти на диктофоне (смеется - прим. автора).

 

На этот случай у меня есть два диктофона. Какой ролик, представленный на фестивале, вызвал яркие эмоции у зрителей?

 

Свою реакцию зрители выразили в присуждаемой ими премии - призе зрительских симпатий. Победитель в этой номинации определялся путем голосования. Во время фестиваля, на самой площадке, каждый гость имел возможность проголосовать за понравившийся ролик. Для этого имелись специальные урны для голосования. Приятно, что зрители выделили две достойные видеоработы: это ролик Городские приключения (Aventures Urbaines) в номинации Большой Экран и Суши Лес (Sushi forest) в номинации Маленький/Мобильный экран. Вообще, зрители проявили к фестивалю большой интерес. Очень много людей абсолютно разных возрастов и профессий активно голосовали и обсуждали видеоролики конкурсантов.

 

Суши Лес

А на фестивале были скандальные видеоработы?

 

Скандальных роликов я не заметила, хотя многие «мобильные» режиссеры были предельно откровенны в выражении своих мыслей и затронули различные проблемы, как личностные, так и общественно значимые. Авторы отразили свои идеи в различных направлениях. Я бы сказала, что они делали ставку не на скандальность, а на откровенность и на полноценный диалог со зрителем.

 

А ролики из серии "Green Porno" нельзя отнести к скандальным видео?

 

Нет, скандальным в них является только название. Ничего предосудительного в видео "Green Porno" лично я не увидела. Конечно, в этих роликах присутствует некий элемент эротики, но никакой порнографии вы там не обнаружите. Так сказать, основной эротизм исходит от кинозвезды Изабеллы Росселини, которая снялась в этих видео в главной роли.

 

Изабелла Росселини присутствовала на фестивале?


Нет, хотя на фестивале было довольно много именитых персон, но больше известных во Франции. В жюри, насколько я поняла по бурной реакции зрителей, присутствовало много французских знаменитостей. Пристальное внимание к фестивалю проявила французская пресса: я заметила на «Pocket Films» много тележурналистов. Вообще, событие широко анонсировалось во Франции. О фестивале говорили на каждом углу. Даже в парижском метро висели рекламные афиши фестиваля.

 

Насколько вы солидарны с жюри фестиваля? Какие работы, на ваш взгляд, явно претендовали на призовые места, но не заняли их?

 

Сложно спорить с мнением жюри, которое состоит из профессионалов. На мой взгляд, все ролики, занявшие призовые места на фестивале, были явно достойны победы. Это интересные и сильные работы. Так же, как и работы, которые получили приз зрительских симпатий.

 

И все-таки, какой ролик лично вы бы отметили?

 

Много Шума

Я хочу отметить две работы. Это Много Шума (Beaucoup de bruit) и Суши Лес (Sushi forest). Они обе были представлены в номинации Маленький/Мобильный экран и были сняты специально для экрана мобильного телефона. «Суши лес», по-моему, очень оригинальное видео. Оно показывает абсолютно «не европейский» взгляд на мир. Это анимационный ролик, и, надо отдать должное японским режиссерам, он получился блестящим! Японцам удалось сделать фильм с ярким, оригинальным сюжетом, в котором присутствует тонкий юмор. «Суши лес» нельзя смотреть без улыбки. С первых кадров этого ролика понимаешь, что его снимал не европеец.

 

Японцы в техническом плане поразили зрителей?

 

Я бы не сказала, что японцы поразили нас технической «продвинутостью». В принципе, работы всех стран-участников были на высоком уровне. Кстати, я хочу заметить, что в программе фестиваля были представлены два основных вида работ. Первый - это ролики, снятые для мобильного телефона, с учетом особенностей дисплея мобильников. А второй вид конкурсных работ - это видео, которое снимали непосредственно с мобильной камеры.


А что бы вы выделили из второй категории видеоработ?

 

Из работ, снятых на камеру мобильного телефона, я бы отметила фильм Городские приключения (Aventures Urbaines). Эта картина очень тонко отражает жизнь в Париже. Автор не только прекрасно передает свою идею, но и настроение города, и для этого использует наложение спецэффектов на видеоряд. Хочется надеяться, что работу также отметят наши участники, что она вдохновит российских «мобильных» режиссеров на воплощение своих идей.

 

Городские приключения

От роликов, представленных на фестивале, ожидаешь некой динамики. Но она присутствует далеко не во всех работах...

 

Не думаю, что динамичность - главный критерий оценки конкурсных работ. В первую очередь, независимо от содержания, конкурсная работа должна доносить некую яркую идею, и эта идея должна быть хорошо передана зрителю. Также важна интересная картинка и спецэффекты. На фестивале были представлены различные фильмы: от работ, рассчитанных на широкую публику, до очень тонких и специфических работ, которые были адресованы небольшому кругу зрителей. Например, в ролике Self Portrait динамики как таковой нет. В ней автор показывает историю одинокого человека, небольшой кусочек из его жизни, передает пустоту и холодность одиночества, ощущение замкнутости.

 

Я заметила, что авторы работ используют различные спецэффекты. Показателен пример ролика, получившего приз зрительский симпатий...

 

Да, очень верно подмечено! Во многих фильмах используются различные спецэффекты. Я думаю, что одно из основных отличий мобильного кино - это часть постпродакшена и спецэффекты. С их помощью мобильное видео превращается в завершенную и интересную историю. Конечно, видео, сделанное на мобильнике, уступает по качеству видео, которое снято на автономную камеру. Чтобы довести «мобильное» видео до ума, автор, использует различные спецэффекты, и таким образом он доносит свою идею до зрителя.


А с помощью каких технических средств можно создать подобные эффекты?

 

Их довольно много. Например, это различные программы по монтажу: от самых простых до профессиональных. Я уверенна, что многие участники фестиваля Glazz знакомы с этими программами и использовали их для создания своих работ. Если кто-то желает узнать о секретах создания спецэффектов в мобильном кино, то может поучаствовать в Школе Мобильного Кино, где мы готовим отдельные уроки по темам монтаж и постпродакшн. Мы также собираемся открыть на сайте «технический раздел», в котором будем публиковать обзоры и статьи, в том числе о программах по монтажу.

 

Ваша инициатива похвальна, но для массового привлечения людей в сферу мобильного кино ее ведь недостаточно? «Мобильным» режиссерам в России не оказывают такой образовательной и материальной поддержки, как, например, во Франции. Насколько я знаю, фестиваль «Pocket Films» спонсировался мэрией Парижа...

 

Да, именно так. Фестиваль мобильного кино во Франции многим обязан именно государственной поддержке. Одно то, что фестиваль проходил ни где-нибудь, а в центре современного искусства - Помпиду, я думаю, говорит о многом. Увы, в России государство не оказывает никакой поддержки в развитии мобильного видеоарта. Но, думаю, наши усилия тоже не пропадут даром.

 

Self Portrait

А кто представлял нашу страну на фестивале?

 

Собственно, нашу страну представляли организаторы российского фестиваля мобильного кино GLAZZ. В числе гостей была я. Мы познакомились с организаторами фестиваля «Pocket Films» и договорились с ними о дальнейшем сотрудничестве. Они обещали нам выслать работы из программы фестиваля, чтобы мы могли показать их российским зрителям.

 

А работы российских участников вошли в конкурсную программу?

 

Увы, нет. Мы довольно поздно узнали о том, что поедем на фестиваль во Францию, поэтому не успели полноценно подготовиться к этому событию. Мы выслали несколько работ для участия в конкурсной программе, но, к сожалению, они не прошли предварительный отбор.

 

Как вы думаете, в чем причина такой неудачи?

 

Я бы не сказала, что это неудача. Все-таки Россия только начинает развиваться в области мобильного видеоарта, и у нас есть шансы в будущем догнать Европу. У нас в стране полно талантов, и когда-нибудь мир о них узнает (улыбается - прим. автора). К слову, на стартовом этапе фестиваля во Франции уровень работ был далек от совершенства. Ролики были сняты «коряво». Это не мои слова - об этом нам сказали наши французские коллеги - организаторы фестиваля. Когда они столкнулись с этой проблемой, то решили обучить людей искусству съемки с помощью камеры мобильного телефона и начали проводить бесплатные мастер-классы для всех желающих. На этих уроках они объясняли, например, как закачивать видео в компьютер и как его дальше монтировать. Благодаря этому уровень работ заметно вырос. Так что нужно время для того, чтобы люди научились снимать более качественное видео. У нас есть все шансы в следующем году представить отдельную российскую программу, которая, я надеюсь, пройдет конкурсный отбор и заслужит внимание жюри.

Автор: Аревик Чахоян
02 июля 2008
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника