Новости
16 февраля В BMW встроят iPhone?
Главная / Статьи / Техника в жизни / Нейроконтроллер. Игра на нервах

Нейроконтроллер. Игра на нервах

Прогресс движется! Писатели-фантасты невольно предсказывают будущее, а ученые, видимо по их наводкам, делают нашу жизнь интереснее. Мысль - вот куда устремились идеи светлых умов современности, а материализацией этих идей стали нейроконтроллеры (neural controller).


Этот новый сегмент привлек участников рынка цифровых технологий. В двадцать первом веке стало возможным осязать то, что в двадцатом взрослые люди не могли себе даже представить, а подростки лишь мечтали, зачитываясь романами Сергея Лукьяненко. Киберпанк Лукьяненко - «Лабиринт» - можно назвать пособием по использованию нейроконтроллера, где теперь уже вполне серьезно автор предупреждает об опасностях, поджидающих юзера такой игрушки, а весь роман рассказывает о достоинствах и удивительных возможностях прибора.

Работает машина очень просто: игроку нужно подумать о том действии, которое он хочет совершить, и вуаля. Ловкость рук и никакого мошенничества... Хотя для данного процесса, эта поговорка должна звучать как «ловкость мысли и никакого мошенничества», потому как руки остаются абсолютно свободными!

Простота использования - это результат огромной работы, проделанной светлыми головами человечества - учеными. Если открыть брошюру, описывающую систему работы нейроконтроллера, то пред взором предстанет бесконечная цепочка формул, алгоритмов, схем. Лишь изредка, приглядевшись, можно найти знакомые слова. Непросвещенного такая картина приводит в трепет, или просто к непониманию.


Интересно знать, что основной принцип работы нейроконтроллера - снятие энцефалограммы. Раньше эта процедура производилась лишь в медицинских целях и вот теперь вышла за грани своего привычного использования, воплотившись в новом коммерческом проекте.

В 2008 году Рунет «заговорил» словами новостных лент, блоггеров и форумчан о появлении и готовящемся выпуске нейроконтроллеров нескольких производителей.

Новатором в индустрии компьютерных игр является компания OCZ с датчиком нервных импульсов, который переводит их в компьютерные коды. Разработчик заявляет о готовности выпуска своего продукта и его комплектации, в которую входят базовый модуль и наголовная лента, позволяющая считывать сигналы мозга, а также лицевых и глазных мышц.


Известная японская компания Nintendo в 2005 выпустила контроллер Wii Remote, который произвел фурор в мире геймеров и стал первым шагом к созданию ожидаемого игрового нейроконтроллера. Wii - это игровая консоль с минимумом кнопок и реакцией на движения рук геймера. Все это делает игру увлекательнее, а игрока азартнее. Теперь по Рунету побежал легкий шепот предвкушения нового продукта. Надежду породили проведенные испытания датчика нервных импульсов NIA от компании OCZ. Следящие за новостями читатели решили, что выпуск в скором будущем нейроконтроллера от Nintendo очевиден.


Еще одной фирмой, готовящейся к выпуску игрового контроллера, является Emotive System с её продуктом EPOC. Устройство выглядит как легкий шлем, оно оснащено 16-ю датчиками, расположенными на голове и фиксирующими силу и длину мозговых волн. Ученые утверждают, что каждому слову, действию и, собственно, каждой мысли соответствует своя волна. Нейроконтроллер представляет в игровой среде постоянного индивидуального персонажа. В начале игры его нужно «настроить», что требует шестисекундной калибровки. Затем игрока просят подумать об 11 командах, таких как «прыгать», «стоять», «ползти» и т.д. Далее в игре при определенной мысленной команде, будут производиться запрограммированные действия.


M. Tim Jonеs в своем труде «Введение в архитектуру нейронных сетей» говорит о более сложном «обучении» нейроконтроллера. Процесс «обучения» состоит в предоставлении прибору алгоритма желательных действий. Например, если персонаж здоров, имеет пистолет и видит одного врага, желаемое действие - «атаковать». Однако, если персонаж здоров, имеет нож, но видит двух врагов, то правильное действие - «спрятаться» и т.д. Такой процесс ускоряет реакцию геймера в игре и явно содержит элементы искусственного интеллекта (еще одной фантазии писателей, над которой уже трудятся ученые). Как утверждают создатели, не только нейроконтроллер нуждается в настройках, но и человек, использующий его. Он должен адаптироваться к новому состоянию в игре. Пока еще непривычно играть, не нажимая на кнопки.

Распространившись в одной области, новый концепт уже нашел применение в более серьёзной сфере. Идея появления системы MAIA BCI (основы нейроконтроллера) в устройстве инвалидных кресел, возможно, облегчит жизнь людям с ограниченными возможностями. Разработка уникальна тем, что может не только «сканировать» желания сидящего, но и планировать путь передвижения, самостоятельно избегая преград. То есть человеку достаточно подумать об основных направлениях движения (например, налево, направо), и AI обнаружит и самостоятельно сможет обойти все препятствия. Однако, данная технология и некоторые другие (среди которых - оснащение нейроконтроллерами протезов) находятся в проекте, им придется пройти ряд испытаний и, видимо, они еще не скоро станут доступны покупателям.


Откуда же взялись идеи и разработки нейроконтроллеров? Как и Интернет, без которого многие уже не могут представить нормальной жизни, от военных! Обратившись к архиву новостей 2006 года, можно найти в заграничных изданиях заметки о проекте военно-оборонного агентства DARPHA. Организация, разрабатывая технологии по предотвращению терактов, создала нейрочипы, которые ускоряют работу мозга с видео- и графическими изображениями. Основную роль в создании этой программы играл профессор Пол Сайда (Paul Sajda), директор лаборатории интеллектуального отображения и нейронных вычислений при университете Колумбии. Ученые говорят, что создали нейроинтерфейс в виде кортикальной компьютерной системы C3 Vision. Теперь агент, просматривающий видеозаписи, способен работать с огромным объемом информации. Он осознано с помощью компьютера делает пометки «интересных мест», чтобы потом вернуться к выделенным моментам и тщательно их проанализировать. Принцип работы системы заключается в выработке сигнала «aha» («нашел») и считывании ее энцефалографом. Изобретение называют «усилителем мозга» и отмечают, что на данный момент, только человеческий мозг может анализировать графические объекты и оставлять машине функции сортировки и ротации значимости меток. Называя систему гибкой, профессор Сайда пророчит ей большое будущее в развитии военной техники (шлемы пилотов, танки).

Компьютерная революция уже захватила мир, который с каждым днем меняется до неузнаваемости: появляется все больше устройств, облегчающих нам жизнь - все больше сбывшихся иллюзий писателей-фантастов. Но, вспоминая продолжения фантастических повестей и фильмов (таких как трилогия «Терминатор» или кинокартина «Я, робот»), невольно задумываешься: «Не нападет ли на меня в следующем году мой собственный ноутбук, оснащенный искусственным интеллектом?». Что ж время покажет!

Автор: Елена Кондакова
20 октября 2008
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника