Новости
16 февраля В BMW встроят iPhone?
Главная / Статьи / Техника в жизни / Восстание машин никто не отменял

Восстание машин никто не отменял

Практически одновременно с появлением кино в нем стали играть не только актеры, но и всякие технические приспособления. Причем всем этим хитрым штукам часто доставались далеко не второстепенные роли! Можно сказать, что главным и единственным персонажем самого первого кинофильма стало порождение технического прогресса (паровоз, тот самый, который ехал прямо на камеру). С этого и началось тотальное завоевание наших экранов плодами технической мысли.

 

Разного рода устройства, присутствующие в фильмах, можно разделить на две категории - реальные и вымышленные. Причем если вторые относятся исключительно к научной и не очень научной фантастике, то первые встречаются в любом кино, от документалистики до мультиков. Кстати, о мультипликации: уж ее-то возможности позволяют создать любых техно-героев. Был бы спрос! А он имеет место, достаточно вспомнить пару-тройку названий последних лет: «Роботы», «Тачки»...

 

В фантастике, как правило, когда «железяка» играет в фильме большую роль, она часто становится поистине культовым персонажем. Так получилось, к примеру, с сумасшедшим компьютером HEL из «Космической Одиссеи. 2001 год». А ребенок-робот из «Искусственного интеллекта»? А замечательный робот-секретарь из «Звездных войн» и дроиды сотоварищи? А безупречные агенты Смиты из «Матрицы», неубиваемые до такой степени, что на ум сразу приходит как минимум UNIX? Но даже если техника не обладает свободной волей, разумом и ей отведено весьма скромное экранное время, она вполне способна проявить себя - даже спасти мир.

Яркий пример - ноутбук, которым пользуется один из героев фильма «День независимости», дабы заразить вирусом враждебный инопланетный транспорт. Идея сама по себе бредовая, но ведь компьютер не виноват - такой уж попался сценарий! К слову, компьютеры, как стационарные, так и портативные - завсегдатаи фильмов любого жанра. С их помощью за пять минут вскрывают сверхсекретные пароли, решают проблемы космического масштаба, изобретают вакцины от смертоносных вирусов... Как хорошо, что наши простые «рабочие лошадки» на кремниевых микросхемах не смотрят кино! А то у них бы наверняка началась «звездная болезнь». И пошли б тогда они по кривой дорожке суперкомпьютера HEL из фильма Кубрика...

В нефантастических фильмах «железки», конечно, чаще всего - актеры второго плана (примерно такого, как миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе). Но и тут у них имеется возможность проявить себя достойным образом. Возьмем, к примеру, японский ужастик «Звонок». Что выбирает продвинутый технически призрак в качестве орудия мести? Правильно, телефон и «видак»! Что бы делал призрак без этих полезных приспособлений - совершенно непонятно. Ну, при отсутствии, скажем, стационарного телефона можно позвонить на сотовый. (Интересно, пришлось бы ему оплатить исходящий? Надо подумать). А вот как быть бедному упырю, если все его жертвы перешли на формат DVD? Придется бедолаге срочно оцифровывать свою роковую кассету... И это лишь один из способов борьбы стремительного прогресса предрассудками и суевериями.

Если говорить о телефонах, то без них, наверное, не обходится уже ни один уважающий себя сериал или полнометражный фильм. Особенно это касается мобильников. Крупнейшие компании сотовой связи и производители сотовых телефонов, подозреваю, активно борются за право промелькнуть на экране того или иного блокбастера - не живьем, так хоть в виде логотипа. В иных экранных творениях актеры перезваниваются чаще, чем разговаривают «напрямую». С мобильной связью вообще получилась интересная история. Мобильники появились на добрую сотню лет раньше, чем предсказывали различные уважаемые фантасты и футурологи (Станислав Лем, в частности). Хотя в книгах всякие там «переговорные браслеты» и тому подобные прототипы беспроводных устройств дальнего действия возникали чуть ли не с начала ХХ столетия. Видимо, очень уж невероятной казалась даже фантастам сама возможность звонить без проводов в любой момент. (О наличии станций обеспечения этой связи фантастика умалчивает). «Потомок» такой вот мобильной штучки, он же универсальный идентификатор личности (каждый носит, не снимая), фигурирует, например, в фантастическом фильме «Особое мнение» с Томом Крузом в главной роли.


Правда, абсолютно не ясно, как при таких гигантских технических возможностях людей будущего у главного героя мог без вести пропасть ребенок... но пусть эта маленькая нестыковка остается на совести создателей картины. Жаль, конечно, что такой же непредвиденно быстрый прогресс не коснулся замечательного изобретения фантастов под условным названием «нуль-кабина». По мне, так одна такая штучка, позволяющая оказаться в любой точке пространства не только голосу, но и его обладателю, оказалась бы полезнее всех мобильников, вместе взятых... Но - пока она живет лишь в воображении режиссеров и сценаристов фантастических лент, нередко встречаясь в их творениях.

 

В общем, как и в реальной жизни, люди, населяющие экранное пространство, не только звонят по телефону и работают на компьютерах, но и ездят в автомобилях (существует же специальный жанр «автомобильного» кино - роуд-муви), слушают музыку с помощью плееров и магнитол, делают фотографии, пользуются микроволновками и стиральными машинками, в конце концов. Иногда они даже живут в «умных домах» и летают на самолетах (а то и вертолетах). Техника давно завладела не только реальностью, но и виртуальным пространством, и мы уже представить не можем свою жизнь без нее. Может быть, это и есть «бог из машины», чей алтарь активно посещают жрецы важнейшего из искусств?

Автор: Юлия Черняховская
29 сентября 2006
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника