Новости
16 февраля В BMW встроят iPhone?
Главная / Статьи / Техника в жизни / Реалити-шоу. Жизнь наизнанку

Реалити-шоу. Жизнь наизнанку

Подглядывание в замочную скважину соседа издавна было одним из развлечений скучающих людей. Жареные факты чужой личной жизни вызывают неизменный интерес у обывателя, что в наши дни привело к созданию крупной коммерческой индустрии под названием «реалити-шоу». Жизнь участников таких проектов стала продуктом массового потребления. А с появлением цифровой техники и сети Интернет каждый, кто мечтал о звездной славе, получил возможность транслировать свою жизнь перед широкой аудиторией.


Как известно, жанр реалити-шоу впервые зародился на телевидении. Первыми до этого додумались американцы. Они создали концепцию проекта «Остаться в живых», в котором несколько добровольцев высаживали на необитаемом острове. Жизнь робинзонов в экстремальных условиях регулярно фиксировали камеры. Позже новый формат телешоу прижился и в нашей стране (шоу «За стеклом», пожалуй, все видели). Скандальные передачи «Дом-2», «Последний герой» и им подобные имели столь оглушительный успех, что герои нового жанра стали претендовать на звание звезд национального масштаба.

 

Теперь наблюдать за чужой повседневной жизнью можно не только с голубого экрана телевизора, но и с монитора компьютера. Скажем, «Дом-2» можно смотреть круглосуточно без монтажа в Интернете. Как журналист, работавший год на этом проекте, скажу вам прямо: «хроники любви» в телевизионном эфире и реальная жизнь домочадцев сильно друг от друга отличаются. В эфир попадает далеко не все: по цензурным соображениям и не только. Иногда бытовые склоки между участниками перерастают в столь бурные скандалы, что самые «горячие» кадры вырезают. Пикантные сцены ожидает та же участь – все-таки передачу смотрят юные зрители. Некоторые моменты просто не вписываются в общий сюжет серии, они тоже удаляются в ходе монтажа. Именно по этой причине платная услуга просмотра шоу в Интернете пользуется таким высоким спросом.


Впрочем, смотреть кадры из жизни обычных людей не менее интересно, чем следить за перипетиями жизни героев ТВ-шоу. В Интернете существует множество сайтов, где тысячи пользователей размещают свои частные видео и фото-файлы. Солидное количество такой информации содержится на Интернет-ресурсах вроде YouTube, где собран большой архив любительского видео. Пользователи могут добавлять видеозаписи и снабжать их своими комментариями. На таких ресурсах можно найти видео под многообещающими заголовками: «Моя подруга и мой знакомый случайно подрались», «Как мы идем пить пиво», «Мой День Рождения». Конечно, почти у каждого посетителя сайта возникнет желание посмотреть кадры из чужой личной жизни.

 

Сегодня на основе таких частных видеоархивов активно создаются сайты. Большой интерес у общественности вызвал весьма необычный Интернет-проект «Four Eyed Monsters» («Четырехглазые монстры»): эксцентричная парочка из Америки начала выкладывать во всемирной паутине свои видеозаписи. Молодые люди решили прекратить свое общение в реальной жизни и сделать Интернет единственным связующим звеном между собой. Именно во всемирной паутине участники проекта передавали друг другу информацию о себе в виде текстовых заметок, видеороликов и фотографий - все это выставлялось на обозрение Интернет-пользователей. В общем, зритель мог увидеть самые заурядные будни двух американцев. Поездка главного героя в метро или его философский монолог, записанный на кухне, - все это вызывало большой интерес у публики. Вскоре сайт американской четы побил все рекорды посещаемости. «Четырехглазые монстры», как они сами себя называют, сумели заработать неплохие деньги на своей популярности. Сейчас на сайте парочки есть даже магазин, где можно приобрести DVD со всеми видеозаписями за пятнадцать долларов и фирменную футболку за восемнадцать!

 

Вслед за юными экспериментаторами потянулась другая пара, давшая своему проекту название «IN Network» («В сети»). Концепция этого Интернет-реалити шоу была та же, что и у «Four Eyed Monsters»: двое людей, живущих далеко друг от друга, обменивались информацией с разных цифровых носителей. Каждый из них ежедневно фиксировал на мобильный телефон все, что с ним происходит: огромной массив видероликов, записей телефонных разговоров, а также фотоизображений, рассказывающий о буднях парочки, регулярно появлялся в Интернете.


Некоторые в своем стремлении показать личную жизнь идут дальше – и открывают в Интернете непрерывную трансляцию своих ежедневных событий. Никакой цензуры и монтажа - сплошная правда жизни! Участники реалити-шоу, которые ежедневно находятся под прицелом веб-камер, все в той или иной степени мечтают прославиться. Осознание того, что за ними внимательно наблюдают, тешит самолюбие Интернет-героев. Пройтись по дому в легком халатике, зная, что камера это зафиксирует, – почти все равно, что продефилировать перед полным залом на показе мод. А если устроить публичную разборку с соседом, то вообще почувствуешь себя, как скандальная звезда таблоидов. Даже из танца в домашней обстановке можно сделать полноценный перфоманс. Герои собственных реалити-шоу помимо славы могут получить и немалый доход, если их сайты пользуются популярностью у Интернет-пользователей. Именно поэтому живая трансляция частной жизни так прочно вошла в моду.

 

Те, кто решаются на это, устанавливают в своем доме веб-камеру и открывают в Интернете сайт, где все передается в режиме реального времени. Фиксировать свою жизнь можно не только с помощью мобильного телефона, для этого даже придумали очки со встроенной видеокамерой, как в фильме «Миссия невыполнима». А некоторые доходят до крайностей: носят веб-камеру на голове.

 

В прошлом году особенной популярностью пользовалось шоу Justin.tv, на которое «подсели» тысячи пользователей Интернета. Некий чудак по имени Джастин Кан использовал веб-камеру в качестве шляпы, которая транслировала в сети все, что с ним происходило. Кан поддерживал обратную связь со своей аудиторией: ежедневно на ящик его электронной почты приходили сотни сообщений, фанаты Интернет-фрика засыпали его вопросами на форуме. Всей организацией шоу занимались личные помощники Кана – они отвечали на корреспонденцию и телефонные звонки, а также следили за работой сервиса.


Несмотря на репутацию чудака, Кан не был лишен практицизма и предпринимательской жилки: в его шоу допускался product placement – размещение рекламы во время видео трансляции. Находчивый бизнесмен получил немало заманчивых предложений от самых разных компаний, в частности, от «Bawls». Зритель мог застать героя в кадре с энергетическим напитком этой марки. Для своего проекта Кан даже разработал рекламный слоган: «Waste time watching other people waste time!» («Проведите свое время, наблюдая за тем, как проводят его другие!»).

 

Аналогичный девиз подошел бы к еще одному популярному проекту, который организовала девятнадцатилетняя Дженнифер Рингли. Студентка установила веб-камеру в комнате своего общежития. Вскоре Дженнифер привлекла к своему Интернет-ресурсу огромное количество посетителей – до ста миллиона человек в неделю. Камера фиксировала происходящее в комнате Рингли двадцать четыре часа в сутки. Девушка представила свое шоу как «жизнь юной, хорошенькой блондинки». Все ее действия, включая работу по дому, сон и даже сексуальные эксперименты, стали достоянием миллионов пользователей сети. Обычная студентка обрела звездный статус и стала популярным гостем в многочисленных ток-шоу Америки. Правда, кроме фанатов героиня шоу о студенческой жизни обзавелась изрядным количеством недоброжелателей.

 

Скандальные видео-хроники вызвали волну протестов по всему миру. В 2004 году под давлением одной общественной организации Интернет-проект Рингли закрыли, но идею создания собственного реалити-шоу подхватили многие американские студентки. Целая армия девушек, склонных к демонстративному поведению, установила в своих домах веб-камеры. На сайтах, где транслировалась их жизнь, юные прелестницы публиковали обращения к спонсорам, в частности, просили обеспеченных фанатов купить им новую цифровую камеру или оплатить трафик в Интернете.

 

Массовый интерес к реалити-шоу привел к созданию программы подобного формата уже не частных лиц, а крупных коммерческих компаний. В марте 2007 года производитель бытовой техники «Electrolux» организовал в Интернете 16-часовую трансляцию жизни одной итальянской семьи. Выбор на итальянцев пал не случайно: ведь эта европейская нация известна своей шумливостью и темпераментом. Чтобы отобрать главных героев, производители бытовой техники воспользовались услугами психологов. После жесткого отсева победило большое семейство Манкони с острова Сардиния. Макони большие любители кулинарии, что важно для концепции шоу, в котором главным местом действия была кухня – там и происходило все самое интересное. Участники шоу не только показали зрителям подробности своей личной жизни, но и, как задумали организаторы, общались с аудиторией.

 

Так в чем же феномен успеха реалити-шоу? Психологи и люди, изучающие социологию, сходятся во мнении: шоу «за стеклом» привлекают людей тем, что в них даже самая заурядная личность может обрести славу. К тому же, реалити-шоу предоставляют зрителям возможность сравнить свою жизнь с чужой, удовлетворить праздное любопытство и получить ответ на вопрос: «А как там у других?».

 

Участников реалити-шоу нередко сравнивают с обитателями зоопарка, а любителей «живого видео» обвиняют в вуайеризме. Что ж, возможно, и существуют некие моральные причины, по которым не стоит подглядывать за другими людьми, даже если те по доброй волне выставляют напоказ свою частную жизнь. Зато, если сделать объектом наблюдения не человека, а, скажем, семейство пернатых, то никто не обвинит вас в безнравственности. Пенсионер Дюк Кэррик, находчивый любитель природы, установил веб-камеру в непосредственной близости от гнезда, где должны были вылупиться орлята.

 

События из жизни птичьего семейства транслировались в Интернете. Судьба птиц так взволновала людей, что посещаемость сайта достигла десяти миллионов человек в сутки. За процессом выхода на свет маленьких орлят, транслировавшегося во всемирной паутине, все следили с замиранием сердца. Сайт обрел такую популярность, что вскоре о нем заговорили даже в прессе.


Другое реалити-шоу о братьях наших меньших стартовало в Интернете совсем недавно. На сайте проекта Pig Brother (Свиной братец) показывают жизнь племенных поросят. Веб-камеры, установленные прямо в свинарнике, транслируют веселую поросячью жизнь. Каждую неделю проводятся выборы одного кандидата, который исключается из конкурса. Шоу уже многими отмечено как удачный Интернет-проект. В отличие от героев других реалити-шоу, поросята безразличны к славе и не стараются шокировать публику, а деньги, вырученные в ходе проекта, по решению организаторов герои «отдадут» на благотворительные цели. Словом, "Pig brother" – это удачная пародия на "Big Brother", да и, пожалуй, самый достойный вариант реалити-шоу.

Автор: Аревик Чахоян
04 сентября 2007
Lumalive:  LED-краски в движении

Lumalive: LED-краски в движении
Цифровое будущее холодильника

Цифровое будущее холодильника